Румас возглавлял правительство Беларуси до июня 2020 года, когда Александр Лукашенко отправил в отставку кабинет министров. Его считали одним из наиболее близких для Москвы переговорщиков, а когда он покинул свой пост, премьер-министр России Михаил Мишустин позвонил ему и поблагодарил за совместную работу.
Сообщение о его отъезде совпало с несколькими анонимными сообщениями в СМИ и телеграм-каналах о том, что он якобы проходит по некоему коррупционному делу, связанному с рядом банкиров и бывших чиновников Беларуси и даже может быть задержан. Следственный комитет говорил, что ему о задержании не известно.
С июня прошлого года Румас не был замечен в каких-то активных политических высказываниях – один раз только в августе прошлого года жена Румаса выложила в Facebook их совместное фото с крыши Банка развития на фоне протестного марша, позже фото было удалено.
Белорусский политолог Игорь Тышкевич уверен, что Румаса могли бы рассматривать в Кремле как удобную фигуру возглавить Беларусь после Лукашенко. В эфире программы “Утро” Тышкевич рассказал, чем Румас мог бы быть удобен Москве, как его воспринимают в Беларуси и почему сообщения о якобы заведенном деле против него появились именно сейчас.
— Почему вы считаете, что Румас мог быть кандидатурой Кремля на пост президента?
— Во-первых, если смотреть с точки зрения задач, которые стоят на переходный период, то это стабилизация внешнеполитических отношений и все-таки для того, чтобы снять протестное настроение, а это надо будет даже при условии смены власти, потому что иначе новую власть точно так же затопчут, как пытаются затоптать и старую, то в таком случае необходим человек, который в той или иной мере аккуратно, не входя в пикировку со старыми элитами, говорит и пытается проводить экономические реформы.
Я напомню, что Румас с Мясниковичем в 2011, когда была похожая ситуация после разгона акций протеста и Беларусь была в изоляции, предлагали свой план, который, кстати, раскритиковал Лукашенко, поэтому с точки зрения белорусских элит он приемлемый за счет его риторики. Он приемлемый для ядра протестующих, по крайней мере, для тех, кто интересовался политикой. И если смотреть на условных белорусских рыночников – тех, кто выступал за реформы, – он один из немногих, кого считают приемлемым в Москве.
Я бы не говорил, что на него ставит Кремль, но я не исключаю, что его рассматривают. И я не исключаю то, что могли быть определенные встречи с российскими или аналитиками или политиками, и если такие встречи были, то они могли бы стать причинами проблем окружения Сергея Румаса, потому что в белорусских реалиях те белорусские политики, либо экономисты, которые пытались в обход Лукашенко сотрудничать с Москвой – запускать какие-то интеграционные процессы, – они относительно плохо заканчивали. Например, господин Рахманько – это бывший руководитель Белорусской железной дороги, сейчас он работает в структурах “Газпрома” – вынужден был уехать после уголовного дела. Были такие люди, как Маринич, был такой человек, как Коноплев – личный друг Лукашенко, и около десятка других.
Учитывая политическую опасность для Лукашенко от Кремля, можно сформулировать такую очень простую схему, что в Беларуси Россию любит только один человек, он ее любит туда и так, как он считает нужным. Все, кто любит по-другому, должны идти в тюрьму.
— Я так понимаю, что Румас на фоне Лукашенко мог быть таким политиком-реформатором на посту президента?
— Да, потому что вероятность того, что сегодняшние оппоненты Лукашенко сформируют единый кабинет, который полностью обновит элиты, она стремится к нулю. В любом случае переходной кабинет, либо переходная власть будет продуктом компромисса старого окружения Лукашенко и тех, кто сегодня протестует, либо же других групп. И как раз-таки Румас находится в поле возможного компромисса, то есть в поле кандидатур для компромисса.
— Как вы считаете, почему информация о том, что Румаса, возможно, задержали, появилась именно сейчас?
— Это может быть определенным как сигналом властей, так и попыткой игры внешних сил. Пока что говорить, почему сейчас, рано. Можно будет делать выводы ближе к субботе, когда получит следующее развитие и дело “Белагропромбанка”, когда проявится сам Румас, потому что пока что мы имеем несколько свидетельств, либо допущений, где он находится. Но его самого не видно и не слышно. Поэтому ближе к субботе можно будет делать выводы, а пока еще рано.
Настоящее Время